Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли-сад компенсирующего типа №45 «Колокольчик»
|
Родителям, воспитывающих детей с ЗПРПамятка для родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту. Наиболее эффективна работа по выравниванию недостатков развития психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности детей с ЗПР: Повышенная утомляемость и низкая работоспособность (ребенок быстро устаёт, теряет интерес, его деятельность становится малопродуктивной); Недостаточность развития и повышенная истощаемость психических процессов (у ребенка нарушено внимания, недостаточный объем памяти, усвоенные знания быстро исчезают из памяти без подкрепления, мышление также отстает в развитии); Нарушения речи (кроме дефектов звукопроизношения отмечается бедный словарный запас, нарушение грамматического строя, недостаточность развития связной речи); Недостаточный запас общих сведений и представлений о себе и окружающем мире; Трудности в понимании пространственно-временных отношений и усвоении соответствующих понятий; Трудности в понимании причинно-следственных связей, выполнения логических операций; Трудности в овладении математическими навыками (счёта и решения задач); Нарушение поведения (детскость, неспособность регулировать свою деятельность, контролировать поступки и эмоции); Незрелость эмоционально-волевой сферы.Такие дети испытывают трудности социальной адаптации и стойкие трудности в обучении. Рекомендации родителям: · Не стоит чрезмерно опекать ребенка и все делать за него. Дайте ему возможность самостоятельно выполнять элементарные вещи (одеваться, есть), постепенно расширяя круг его умений. Тем самым у ребенка будет развиваться чувство уверенности в себе, самостоятельность. · Помогите ребенку организовать его деятельность, но не будьте для него контролёром, а будьте союзником. Направляйте и поддерживайте его. · Предъявляйте только те требования, с которыми он может справиться. · Будьте внимательны к здоровью и самочувствию ребенка. Не нагружайте его сверх меры. Помните, что резерв его сил и возможностей недостаточен. Не утомляйте ребенка однообразными заданиями, чередуйте разные виды деятельности, это поможет избежать, или отсрочить наступление утомления. · Обратите внимание на физическое развитие ребенка. Повышение физической работоспособности помогает увеличить умственную активность и выносливость. · Развивайте умения и навыки постепенно. Начинайте с того, что ребенок уже умеет. Занятия должны быть систематическими, а не от случая к случаю. · Разговаривайте с ребенком. Помните, что ему нужна помощь, чтобы увидеть и понять все многообразие окружающего мира. Дайте ребенку время, чтобы усвоить то, что ему рассказали. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что он понял Вас. · Постарайтесь увлечь ребенка и увлечься сами. Так занятия будут приносить не только пользу, но и доставлять удовольствие. И Вам не придется каждый раз заставлять ребенка учиться. · Не торопите ребенка. Дайте ему время, чтобы усвоить новые знания и научиться их применять, и только потом двигайтесь вперёд. · Занимайтесь совместно со специалистами, аккуратно выполняйте задания педагогов. · Поощряйте интересы ребенка: запишите его в секцию или кружок, где он сможет заниматься любимым делом. Почему необходимо заниматься со специалистом: · С детьми, имеющими ЗПР, занимаются дефектолог, психолог, логопед. Каждый специалист вносит свой профессиональный и человеческий вклад в развитие и коррекцию. · Специалист работает по специальной программе, учитывающей особенности ребенка и способствующей систематическому поступательному развитию психических процессов и формированию необходимых умений и навыков. · На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к ребенку, что способствует активизации познавательной деятельности, снижению утомляемости, развитию и коррекции всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи. · Педагог способен научить родителя, как правильно заниматься и общаться с ребенком, имеющим особенности развития, осуществить при необходимости коррекцию детско-родительских отношений. · Посещение специализированной группы (класса) способствует успешной социальной адаптации, повышению мотивации к учебе, уровня успешности. · Регулярные занятия со специалистами позволят ребенку на достаточном уровне овладеть программным материалом и в значительной степени компенсировать отставание в развитии. Если ребёнок не будет посещать занятия, то велик · риск формирования у него стойкого негативного отношения к учебе; · нарушения поведения; · значительное отставание в овладении необходимыми умениями и навыками; · нарушение взаимоотношений со сверстниками и учителями (воспитателями); · нарушения здоровья, связанные с нахождением в постоянной стрессовой ситуации. Тем родителям, которые полагают, что с оказанием педагогической помощи можно подождать и все как-нибудь наладится, следует помнить, что время – невосполнимый ресурс, и то, что ребенок недополучил на каждом этапе своего развития в поной мере компенсировать не удастся. Воспитание любого ребенка – огромная ответственность и тяжёлый труд. Но, если в семье растёт ребёнок с ЗПР, от родителей требуется не только понимание его особенностей и признание его таким, какой он есть, но и активное участие в работе по преодолению недостатков. С момента озвучивания родителям заключения «задержка психического развития» их ответственность возрастает стократ! Для достижения наилучших результатов необходимо заручиться квалифицированной помощью дефектолога и врача невролога, так как причиной задержки развития зачастую становятся различные биологические факторы, приводящие к нарушению функционирования нервной системы. Чем раньше начато лечение и обучение, тем лучше результат. От родителей же требуется обеспечить ребенку соответствующие условия. Важно, что ЗПР состояние обратимое, и от этого «диагноза» можно избавиться, если вложить достаточно любви, заботы, терпения и мудрости. 20 февраля 2021 в 13:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.