Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли-сад компенсирующего типа №45 «Колокольчик»
|
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастикаРЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 1 – 2 раза в день по 10 – 15 минут. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом. 1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2.Показывает его выполнение. 3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игры с крупой.Для развития мелкой моторики в домашних у словиях можно использовать различные крупы. Игры с крупой помогут укрепить мышечный тонус руки ребенка с помощью механического воздействия крупы, подготовить руку дошкольников к письму и развить воображение, внимание, усидчивость. Для игр вам понадобятся : крупа, пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.) Примерный перечень упражнения для пальцев и кисти руки. “Паучок” Описание: погрузить в крупу только подушечки пальцев. Сидит на ветке паучок, Расставил лапки – и молчок. “Воронка” Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с крупой делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону). Мы крутили пальцем ловко, Вышла ровная воронка. “Солим суп” Описание: захватить крупу щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы. Мы сегодня повара, Суп солить давно пора. “Моем ручки” Описание: захватить крупу обеими ладонями и слегка растирать между ними. Моем руки чисто-чисто, Моем руки быстро-быстро. “Пересыпь крупу” Описание: пересыпать крупу из одной ладони в другую. Крупа , пересыпайся, Да не просыпайся. “Хлопки” Описание: похлопывать ладонями о крупяную поверхность. Хлопайте ладошки крупяные крошки, Крепко прижимайте, быстро убегайте. “Кулачки” Описание: захватить крупу в кулак, подержать несколько секунд и высыпать. Мы крупу в кулак зажали, И крепко подержали. “Горка” Описание: сгребать крупу ладонью в горку. Ладонью строим горку, Красиво, быстр, ловко. “Цыплята” Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о крупяную поверхность. Травку дружно мы клюем, Червячка сейчас найдем. “Гуси” Описание: пальцы щипают крупу. Щиплют гуси травку дружно, Торопиться им не нужно. Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз. Игры для пальцев рук. “Ловим рыбку”. В емкости с крупой дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д. “Построим замок” С использование различных мелких предметов в емкости с крупою делаются различные постройки. “Художники” Указательным пальцем на крупяной поверхности дети рисуют различные предметы. “Угадай-ка” Найти по заданию педагога спрятанный в крупе предмет (в емкости находятся разные предметы). “Кладоискатели” Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в крупу . Другой рукой осторожно освобождаем от крупы поочередно все пальцы в области ногтевых пластин. Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и крупы с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием занимаются этими играми. Желаем успехов! 23 марта 2021 в 12:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.