Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли-сад компенсирующего типа №45 «Колокольчик»

Артикуляционная гимнастика

 d4705d019c4c67d271028f34bcadbb4d.jpg

Артикуляционная гимнастика


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 1 – 2  раза в день по 10 – 15 минут.

 При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игры с крупой.

 Для развития мелкой моторики  в домашних у словиях можно использовать различные крупы.

Игры с крупой помогут  укрепить  мышечный тонус руки  ребенка с помощью механического воздействия  крупы,   подготовить руку дошкольников к письму и развить  воображение, внимание, усидчивость.

Для игр вам понадобятся :  крупа, пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.)

Примерный перечень  упражнения для пальцев и кисти руки.

“Паучок”

Описание: погрузить в  крупу  только подушечки пальцев.

Сидит на ветке паучок,

Расставил лапки – и молчок.

“Воронка”

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с крупой  делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).

Мы крутили пальцем ловко,

Вышла ровная воронка.

“Солим суп”

Описание: захватить крупу  щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

Мы сегодня повара,

Суп солить давно пора.

“Моем ручки”

Описание: захватить крупу  обеими ладонями и слегка растирать между ними.

Моем руки чисто-чисто,

Моем руки быстро-быстро.

“Пересыпь крупу”

Описание: пересыпать крупу  из одной ладони в другую.

Крупа , пересыпайся,

Да не просыпайся.

“Хлопки”

Описание: похлопывать ладонями о  крупяную  поверхность.

Хлопайте ладошки крупяные крошки,

Крепко прижимайте, быстро убегайте.

“Кулачки”

Описание: захватить крупу в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

Мы крупу в кулак зажали,

И крепко подержали.

“Горка”

Описание: сгребать крупу ладонью в горку.

Ладонью строим горку,

Красиво, быстр, ловко.

“Цыплята”

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о крупяную  поверхность.

Травку дружно мы клюем,

Червячка сейчас найдем.

“Гуси”

Описание: пальцы щипают крупу.

Щиплют гуси травку дружно,

Торопиться им не нужно.

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

Игры для пальцев рук.

 “Ловим рыбку”.

В емкости с крупой  дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

 “Построим замок”

С использование различных мелких предметов в емкости с крупою делаются различные постройки.

 “Художники”

Указательным пальцем на крупяной  поверхности дети рисуют различные предметы.

 “Угадай-ка”

Найти по заданию педагога спрятанный в крупе  предмет (в емкости находятся разные предметы).

 “Кладоискатели”

Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в крупу . Другой рукой осторожно освобождаем от крупы поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.

Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и крупы  с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием   занимаются  этими играми.

Желаем успехов!

23 марта 2021 в 12:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.